Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ
Карл Маркс
Ученость есть сладкий плод горького корня
Дионисий Катон
Как помочь ребенку испытывать радость познания? Как сделать так, чтобы поход в лицей не стал стрессом?
Ответ простой: воспитывать жадность к знаниям надо ежедневно, как каждый день мы ходим на работу, и это, наверно, самая сложная ваша родительская работа. Терпения и стойкости вам, родители.
Если представить, как карту звездного неба каждого ребенка, то вокруг него летают по своей траектории 2 большие планеты, которые влияют на него – образование и семья.
Давайте рассмотрим, что влияет на снижение тяги к познанию любимого чада. Первое, что влияет на мотивацию ребенка, - это акцент на ситуацию неуспеха. Ответьте мысленно на вопрос: когда ваш сын или дочь приносят пятерку и четверку, сколько времени вы уделяете обсуждению этого результата. Нисколько, отделываетесь словом «молодец» или молчанием. А когда приносит двойку? Правильно, вы подробно рассказываете умные слова о том, что говорите своему ребенку : " это же тебе нужна учеба, ты вырастишь и захочешь нормальную работу, а знаний нет, будешь локти кусать, а время упущено, сам потом пожалеешь, не сдашь ЕГЭ и т.д." Вы говорите все правильно, но это работает?
Когда ситуация неуспеха - родители реагируют более эмоционально, дольше по времени обсуждается произошедшее. Таким образом, мы, родители, "якорим" ситуацию неуспеха. Таким образом, ребенку все сложнее входить в сферу познания, потому что он будет бессознательно бояться этой ситуации неуспеха и будет проявлять попытки убежать. Как ребенок будет избегать подобных ситуаций? Правильно, он не будет ничего делать. Это первый момент, который допускают родители.
Немного анатомии. У человека есть головной мозг. Внутри внешнего мозга спрятан еще и внутренний. Внешний мозг - это и есть собственно мозги, серое вещество. Под верхним мозгом есть мозг внутренний, лимбическая система, эмоциональный мозг. Этот мозг отвечает за чувства, отношения, там рождаются и хранятся страх, любовь, радость, тоска. Отношения между внешним и внутренним мозгом сложные, но возможности внешнего мозга влиять на внутренний ограничены. Если нам страшно, даже в ситуации, когда объективно бояться нечего, например, ночью, когда все дома, мы не можем заставить себя перестать бояться, такое бывает. Не можем спокойно проанализировать ситуацию, увидеть, что ничего страшного нет и перестать бояться. Так не получается. Если наша лимбическая система расценила какую-то ситуацию как тревожную, в ней включается сигнал тревоги, подключается и тело: учащается пульс, в кровь выбрасывается адреналин, мы бросаемся в драку, чтобы победить опасность или замираем, то есть становимся львами или кроликами.
Теперь вернемся к нашему "я тебе говорю, говорю..." Вот ребенок. Он что-то сделал не так. Он понимает, что родитель им недоволен. Для ребенка недовольство родителя - это всегда серьезный стресс, даже если кажется, что ему все равно. Если взрослый недоволен, то ребенку всегда страшно, вдруг бросит, уйдет? Внешним, разумным мозгом ребенок вполне может быть уверен, что его не разлюбят из-за принесенной двойки или потерянной вещи, но внутреннему мозгу этого не объяснить. Как говорят психологи, "эмоция тормозит интеллект". Родитель явно рассержен, его голос, лицо, поза, выражают гнев, разочарование, и в лимбической системе ребенка включается сигнал тревоги. Все. С этого момента все ваши умные - разумные доводы - пустое сотрясание воздуха. Вы обращаетесь к верхнему мозгу, а он уже в отключке. Вы это замечаете и сердитесь еще больше "Ты меня вообще не слушаешь! Я что, со стенкой разговариваю?!Ты о чем думаешь?". Да ни о чем он не думает, не может просто. Родитель, чувствуя, что его слова не воспринимают, сердится еще больше. Стресс у обоих становится сильнее, способности соображать все меньше. И так до тех пор, пока напряжение не разразится в истерике или кто-то из двоих не выскочит за дверь, предварительно ею хлопнув. Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах.
Как же можно повлиять? Иногда родители идут легким путем, стимулируя учебу деньгами. Перенося свой опыт, думая: мы же ходим на работу и получаем за это денежное вознаграждение.
На протяжении всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стихотворение — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе что попросишь», «Не сдашь сессию — не поедешь с нами к морю», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Поднимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»...
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не способную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удовольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия. Деньги становятся во главу угла. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внутренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лишает этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мотивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» превращается в замкнутый круг. Это вы хотите воспитать в своих детях?
Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует вокруг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. К внутренней мотивации нужно мотивировать. А теперь вспомните, как ребенок убирается в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит родителей к скандалу, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок выполняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.
И поэтому родители думают, что финансирование ребенка будет способствовать повышению мотивации. Это очень коварный способ и хлипкая дорога вникуда. И детей это какое-то время будет мотивировать. Но велика вероятность, что это перейдет в некие бартерные отношения. И возникнет ситуация, что родители будут более заинтересованы, нежели сам ребенок. Вы устанете стимулировать ребенка все годы обучения в лицее, да и с годами аппетиты в материальном вознаграждении могут вырасти. На окончание лицея ребенок может попросить машину, а на окончание вуза – квартиру. Вы готовы к такому исходу событий?
Работа по развитию внутренней мотивации — это, прежде всего, работа над собой, которая происходит внутри человека, в его сознании. Соответственно, только внешние влияния будут абсолютно неэффективны. Ведь действительно, довольно нелепо использовать внешние влияния для развития внутренней мотивации (тем более если мы хотим развивать внутреннюю мотивацию как личностную черту нашей любимой планеты – любимого ребенка).
Поэтому стимулирование - оно может быть с точки зрения какого-то поощрения, в том числе и материального, но здесь важно, как эту ситуацию подавать. Одно дело, когда ты за "5" в четверти получаешь новый телефон, а другое дело, когда родитель говорит: "Я тоже хочу, чтоб у тебя был современный телефон, но тебе надо приложить определенные усилия. " И ребенок четко понимает, что он прилагает усилия для достижения той цели, которую он сам себе поставил. Надо четко определить, какие усилия должны быть приложены и временные рамки. Если родитель жестко ставит рамки, то есть ежедневно ребенок должен приносить определенный результат, то есть если реагировать и на промежуточный результат, то у ребенка - состояние стресса. Он вообще не имеет права на тройку или замечание, другими словами, не имеет права на ошибку. Надо определить итоговый результат. То есть по ходу у тебя промежуточные результаты могут быть разные, но твоя задача, чтобы итоговый результат был таким, о котором мы договорились. И это должно касаться не только отметки, выраженной в баллах, но и в качестве полученных знаний. Это выражается в том, когда ребенок может самостоятельно, без напоминаний сесть и выполнить домашнее задание, решить задачу. Мы, родители, определяем ту систему требований, ту сферу, где ему нужно прилагать усилия, чтобы получить желаемую материальную вещь.
Родитель всегда дает эмоциональную поддержку "Я помогу тебе в этом", «Чем я могу тебе помочь?». Ребенок знает, что когда он будет жаловаться вам на учителя, это связано с тем, что дети часто, не желая негативной реакции родителя, перекладывают ответственность на окружающих (чаще на учителя, одноклассников). Вы задайте ему вопрос: что ты сделал, чтоб было не 3, а 4".
В лицее дети проводят огромное количество времени (последний урок может заканчиваться в 16.55), представляете, это по нашим взрослым меркам целый рабочий день. Лицеист приходит домой к шести часам, и сил на выполнение домашнего задания, усвоения лицейской программы уже не остается. Поэтому тут важно выделить то, чем будет заниматься ребенок, расставить приоритеты, чтоб обучение было в радость и удовольствие, и не превращалось в бесконечный поток невыполненного домашнего задания. А еще надо отдохнуть. Важно не количество отдыха, а его качество. То есть смена видов деятельности. Бывает, что ребенку достаточно и часа, чтобы быть вновь готовым воспринимать информацию и быть серьезным.
Что касается нужно ли заставлять ребенка выполнять домашние задания и вообще учиться. Заставлять как? Какими-то манипуляциями, физическим воздействием, то это если и даст эффект, то он будет очень краткосрочный, затем ребенок начнет более активно сопротивляться. Из этой истории возникают обманы, вырванные страницы дневника. В этом случае задача родителя перевести "надо" в "хочу". То есть не через "надо" воздействовать на ребенка, а через систему интересов. Чтобы ребенок чувствовал себя успешным. А для этого совсем не обязательно получать высокие отметки. Надо менять "тяжело" на "интересно". То есть когда ребенок выполняет трудное задание, мы обязательно восклицаем" Какое интересное задание!"
Особенно тяжело приходится в период адаптации в начале нового учебного года в лицее пятиклассникам, которые поступили в лицей по индивидуальному отбору из разных школ города Кызыла и кожуунов. Чем родители могут помочь? Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя еще ребенка, но и не взрослого. Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости в лицее. Ведь мы поступили в престижный лицей! Но, увы, этого не происходит. Более того, вы вдруг с ужасом замечаете, что ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые в 4 классе делал "на счет раз", постоянно забывает тетради, учебники, а в дневнике появились первые замечания. И вот впервые Вы стоите и краснеете перед учителем…
Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на "взрослый лад". Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые могут "споткнуться" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".
Внешние изменения в жизни 5-классников:
- новые учителя
- новый режим
- новые требования
- новые правила
Трудности 5-классников:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, дети были ориентированы на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно.
При поступлении в 5 класс в ГЛРТ ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО, МНОГО новых ребят в классе. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов в лицее. А на это требуется время. И побегать по лицею придется, потому что больше некому отвести за ручку на следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у ОДНОГО учителя, а у МНОГИХ, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 18 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки для контрольных, самостоятельных и творческих работ. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности - а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" - норма вещей. Согласны? Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем совместного составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Повесьте у рабочего места, где выполняет ребенок домашние задания. Например: русский – начертить поля, английский - приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.
Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал ОДИН учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны - появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах и предметах.
Чем можно помочь? Конечно, такой подход к ребенку может обидеть Вас, дорогие родители: как же так, ведь надо искать индивидуальный подход ко всем в классе. Конечно, доля истины в этом есть, и учителя в лицее максимально прилагают усилия. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, такое отношения приобщает ребенка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Обучение в лицее - это результат на перспективу вперед на 10-15 лет.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о лицейской жизни. Если увидите проблемы, не затягивайте, обратитесь к классному руководителю, выясните причину появившихся сложностей.
Камень 4: пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Дистанционное обучение в пандемию коронавируса тоже внесло свои коррективы. В каком классе обучался ваш ребенок в 2019-2020 годах? Какие темы при дистанционном обучении, возможно, могли не усвоиться? Они накапливаются как снежный ком. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так, например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Чем можно помочь? Важно проверять выполнение домашнего задания, ведь по нему учитель - предметник может ориентироваться, как ваш ребенок усвоил классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала.
И в заключении, лицейская продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Предлагаю вам 3 упражнения и неважно, ваш ребенок пятиклассник или учится в выпускном классе, они подходят всем.
1) "Коробочка успеха". Приобретите красивую коробочку. Коробочка достижений, которая создается и периодически дополняется. На бумаге записываются те успехи, которые ребенок достиг благодаря приложенным усилиям. Этим мы помогаем ребенку жить в ситуации успеха. И пусть он в минуты отчаяния и неверия в себя перебирает и зачитывает записи.
2) "Хочу, могу, делаю". Лист бумаги делим на 3 части. ХОЧУ - здесь ребенок (или родитель помогает) пишет все, что он хочет. ХОЧУ может вообще не быть связано с учебой, и это должно насторожить родителя. Затем раскрываем вторую часть и напротив каждого ХОЧУ пишем "МОГУ". ребенок вместе с родителем размышляет, что он может сделать для того, чтобы осуществить свои "ХОЧУ". И "ДЕЛАЮ", третья часть бумаги, что я делаю для осуществления ХОЧУ. Здесь ребенок может даже определить сроки выполнения. Таким образом, ребенок учится постановке цели и сам себя мотивирует на достижение желаемого.
3) Письмо самому себе. Попросите ребенка написать письмо самому себе, которое он получит через 3 месяца, причем написать себе такому, который приложил усилия, добился определенных результатов. Можно дать ему фразы, которые он может использовать, например «Я надеюсь, что ты успел...», «Я думаю, что у тебя получилось...», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны, что именно он стал делать по-другому и что изменилось благодаря этому. После того как письмо написано, оно запечатывается в конверт и вручается на хранение вам. Через три месяца письмо зачитывается и разбираете вместе с вашим лицеистом, что не получилось и как это исправить. (В статье использованы материалы из открытых источников интернета)
Удачи вам!