A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Высшее достоинство героя состоит в том, чтобы не терять присутствия духа в бурях современности. Жан Поль

Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

А.П. Чехов.

 

    Когда родители, вдруг узнают, что их чадо балуется электронными сигаретами, вейпом или другими табачными изделиями, то сразу возникает вопрос: «Почему?» Как наказать? Что делать?par3

Большинство детей знают о вреде курения, так почему же они продолжают пАрить? По той же причине:  к активному веществу и стимулятору ЦНС развивается привыкание. Никотин, химические вещества  воздействует на центры головного мозга, что и амфитамины и кокаин.

Важно понять, почему ваш ребенок начал закидывать камни в рот.

Есть несколько причин употребления психоактивных веществ.

Социокультурная точка зрения предполагает, что зависимость от курения проявляется в тех семьях, где один из родителей курит. Благодаря сигаретам можно подражать взрослым. Ведь подростковый возраст — рубеж между детством и взрослой жизнью. По сути, игра в переосмысление всего. Подражание взрослым помогает почувствовать себя старше. И если взрослый курит, значит, это круто, а значит, подросткам надо курить тоже. И, если задуматься, сигареты и вправду очень влияют на восприятие возраста. Здесь не рассматривается случай из любопытства пару раз. Спросите себя: «В моей семье курят?» Если да, то и для ребенка это становится нормой.

Сторонники психодинамической точки зрения выдвигают предположение о том, что в том случае, когда родители не удовлетворяют потребности маленького ребенка в заботе, ласке и внимании, материальное обеспеченье ребенка не в счет, здесь важны эмоциональные проявления родителей, то ребенок вероятно, вырастает излишне зависимым от других людей (одноклассников, друзей и др.), ища у них помощи и утешения и пытаясь получить внимание, которых ему не доставало в детстве. Если этот поиск внешних источников включает экпериментирование с психоактивнвми веществами или курение, то подросток с неустойчивой психикой в кризисе подросткового возраста  может выработать зависимость к курению. Спросите себя, уважаемые родители,  как часто вы проводите время со своим ребенком, сколько раз в день вы дарите телесные ласки и как часто разговариваете «по душам». Если ваш ответ «не часто», то уже сейчас, возможно, ваш ребенок пАрит по душам с одноклассниками, а чтобы не отличаться ему приходится взять электронную сигарету в рот. Компания на курение влияет очень сильно. Если все вокруг тебя курят, то сложно самому побороть желание хотя бы попробовать. Это чувство сродни тому, когда все вокруг что-то умеют, а ты нет, и из-за этого ты как будто в стороне.par2

Существует еще одна точка зрения, основанная на теории подкрепления, подростки как «собака Павлова» якорят положительные эмоции. Например, во временном ослаблении состояния напряжения или повышенного настроения выкуренная сигарета играет, как условный рефлекс, обладает подкрепляющим эффектом. Формируется связь: меня никто не понимает - затяжка – мне хорошо – затяжка, то есть, когда пАрю мне хорошо. Тем самым увеличивается вероятность того, что подростки будут стремиться ощутить эти реакции снова и снова, чтобы «вылечить» себя, когда они ощущают напряжение. А напряжение они ощущают чаще всего от неудач в учебной деятельности. Или как у преступника, который возвращается на место преступления,  условно-рефлекторный стимул формируется от места получения положительных эмоций, где выкуривал электронную или обычную сигарету или  вейп например, школьная раздевалка или туалет, может действовать как классический условный рефлекс и доставлять то же удовольствие, которое вызывает сама сигарета.

Результатом недавнего шквала исследований в области получения изображений головного мозга стало предположение о том, что многие, а возможно, и все психоактивные  препараты и наркотики в конечном счете активизируют центр удовольствия, или «проводящий путь удовольствия» в головном мозге (Volkow et al., 1997). Ключевым в этом центре удовольствия является дофамин. Когда дофамин там активирован, человек, в нашем случае подросток, испытывает состояние удовольствия. Музыка способствует активации дофамина в центре удовольствия. Такое же воздействие может оказывать крепкое объятие или похвала. И так же действуют психоактивные вещества. Так что, уважаемые родители, своевременной и честной похвалой вы можете закрепить у подростка любое поведение на уровне рефлекса. 

Любой человек, будь то ребенок или взрослый  будет страдать от синдрома дефицита удовольствия, когда центры удовольствия не получают достаточной активизации в повседневной жизни. Поэтому и подростки обращаются к психоактивнвм препаратам, курению, алкоголю для того, чтобы стимулировать свои центры удовольствия, особенно во время стресса. И здесь мы снова видим замкнутый круг. Материальная любовь родителей лишь на время снимает напряжение, а хочется, чтобы с тобой поговорили, услышали беды и радости, происходящие с тобой в школе. Отговорки родителей, что ты еще маленький. Снова возникает вопрос: как часто вы качественно общаетесь со своим ребенком.

Приходишь в школу, там не успешность, не понимающие учителя, снова стресс. А выкуренная сигарета в компании, где тебя понимают, якорит следующую, что с друзьями мне хорошо. Разорвите цепочку, родители! Пусть в семье будет крепкий тыл у ваших детей.

В нейропсихологии есть еще одна причина курения. Это причина отсылает нас на несколько лет назад, начинается «не здесь и не сейчас», а в момент рождения ребенка.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество поисковой системы.

Грудное вскармливание и курение. В чем здесь связь? Существуют причины, которые могут стать пусковым механизмом курения вашего ребенка в подростковом возрасте. Тема интимная для каждой женщины. Ребенок рождается с определенным количеством безусловных рефлексов (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонный и др.), обеспечивающих выживаемость в новых условиях этого мира. Многие рефлексы идут с нами по жизни, а другие, появившись и сыграв свою роль, угасают. Это нужно, чтобы мозг больше не тратил на них свою энергию. Среди них сосательный рефлекс, который актуален на протяжении первого года жизни человека, это обусловлено нашей физиологией, природой. Природа определила, что ребенку старше одного года или полутора лет этот рефлекс не нужен. Сосательный рефлекс формируется у ребенка в первые минуты жизни. Через угасание всех рефлексов ребенок должен пройти. Если чаще всего, когда ваш ребенок начинал плакать, то вы сразу давали ему грудь или пустышку, он получал эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, тем самым, этот рефлекс помогал малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее, тогда у ребенка происходит фиксация на уровне мне плохо - мне хорошо, вырастая дети для успокоения могут сосать и грызть шариковые ручки, карандаши, девочки иногда берут в рот кончики своих косичек.  То есть сосание для младенца – это потребность и удовольствие, напрямую не всегда связанная с чувством голода.par1

В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс может вызвать привычку к курению, формируется привычка «засасывать» нервозность и настороженность, вы можете это видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянуться к сигарете, что подтверждает данное предположение. (Здесь нужны пояснения. Вам покажется, что здесь пишется о возрастных ограничениях, но все дети разные, и изменения не происходят ровно день в день. Оказывается, это понятно не всем. Так вот, дети разные не у всех сосательный рефлекс исчезает именно в 1 год. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст один с половиной год). Поэтому, если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Всем людям, а подросткам особенно, важны контакт и принятие. Нарушающим правила подросткам важно, чтобы их замечали и признавали. Если эта потребность не удовлетворена, есть масса способов разрядиться, снять напряжение. Курение — один из них, хоть и вредный.

            Родителям надо понимать, что эта затея требует сил, терпения, времени и уступчивости. Родителю стоит начать диалог с ребенком, акцентируя внимание не на вреде курения, а на своих личных переживаниях по поводу того, что подросток курит. Отец или мать могут рассказать о собственных тревоге, страхе, бессилии, злости.

Цель родительского разговора — создать контакт, пространство уважения и доверия, а не покорности и страха. Установив с ребенком контакт (на это, кстати, может уйти масса времени и не один разговор по душам), родитель сумеет узнать, чего на самом деле хочет ребенок, чего ему не хватает, какие потребности. И тогда родитель сможет либо дать подростку то, что ему необходимо, либо прямо договориться о том, как он может содействовать получению желаемого. Доводы, что вредно не работают. Сейчас ответьте себе, вы знаете, что хочет ваш ребенок? Его любимая музыка? Как зовут его друзей? С кем переписывается в интернете? Кто нравится из противоположного пола?

Проанализируйте вашу семейную ситуацию. Может быть, что вы считаете заботой, ребенком воспринимается как нехватка ощущения независимости и свободы, что в семье многое решают за него и он живет с ощущением отсутствия воли. Противостояние в семье может носить скрытый характер с близкими, с которыми чаще всего по его субъективному мнению   конфликты. При попытке воплотить свои желания в жизнь подростки  сталкиваются с тем, что зависят от родителей и других родственников. На этапе взросления (7-8 класс) важно выстроить уважительные и теплые отношения с ребенком и другими членами семьи.

Благодаря сигаретам детям кажется, что легче справляться со своими проблемами, а их у подростков очень много: ссоры с семьей, плохая учёба, конфликты с друзьями.

Попробуйте поставить себя на место подростка

Теперь давайте вспомним все причины, которые я привела выше, и подумаем, что делать родителям. Если начать резко вводить какие-то санкции в отношении ребенка, то вы не просто испортите с ним отношения, но и не остановите курение.

Лучшее, что можно сделать, — это поговорить. Например, рассказать, насколько вредны сигареты. Или найти разные статьи и видео о том, какие сигареты вреднее.

Главное, что я хочу донести, — не нужно идти против подростка. Стоит понять его, поговорить с ним, рассказать о своём опыте, показать факты. Такой подход не портит отношения с ребёнком, даже улучшает их. Ведь гораздо лучше договариваться, чем воевать. Быть родителем подростка – это как отслужить в армии: «Кто не был, тот будет, кто был – тот не забудет».

Кричать, заставить выкурить всю пачку, сажать под домашний арест, запрещать общаться с «плохими друзьями», лишать карманных денег — всё это пережитки прошлого. Чтобы как-то повлиять на ребёнка, который затеял играть в курильщика, нужно просто с ним правильно поговорить.

Как бы сейчас, это странно не звучало, но таким поведением ребёнок решает для себя важные жизненные задачи при прохождении подросткового кризиса, которого так боятся многие родители.

Их может быть несколько и все они знаковые для его возраста и ваше желание прекратить это может  привести  к протестному поведению – курению.

      • поддержание статуса среди ровесников;
      • любопытство и примеривание на себя роли взрослого;
      • отстаивание своих границ и независимости;
      • попытка кому-либо и что-либо доказать, найти справедливость;
      • попытка поддержать свою самооценку.

Такое поведение выглядит ужасным, но задачи, которые ребёнок решает внутри себя, — позитивные.

Родителям нужно это понять. Только тогда они смогут поговорить с ребёнком, а не кричать и не требовать невыполнимое. Попробуйте его выслушать. Спросите, что он почувствовал, понравилось ли ему. Если он вам скажет, что гордится собой, примите этот факт.

Хочет быть взрослым? Вместе напишите список дел и согласуйте его с подростком важность каждого пункта. Донесите, что отныне относитесь к нему, как к взрослому и он будет нести ответственность за эти дела. Объясните, к каким последствиям приведет невыполнение задач, и какие поощрения будут за сделанные дела. Поощряйте мелкими бонусами. Вырабатывайте условный рефлекс.

Объяснять ничего не нужно. Часто простое проговаривание вслух очень помогает. Например, так: «Знаешь, я сейчас скажу тебе одну вещь, только ты не обижайся. Мне показалось, что ты туда бегаешь только потому, что хочешь приобщиться к кругу старшеклассников. Они тебя принимают и не насмехаются над тобой. Да, в этом есть что-то особенное. Но, может быть, есть и другое, что сделает тебя частью коллектива? Потому что этот путь  – быть принятым через нечто внешнее (дорогие кроссовки, новый смартфон или курение) — он тебя никак не меняет. Тебя принимают ровно там и тогда, когда ты куришь или показываешь свой телефон. Но самое крутое на свете  – это когда ты сам как-то меняешься и растёшь. И тебя принимают таким, какой ты есть». И самое главное, чтобы быть в глазах ребенка авторитетным, достаточно выполнять одно правило: держать слово. Ничто не разочаровывает так, как невыполненные обещания. Сколько раз вы, как родитель не сдерживал данное слово ребенку? Вот вам и протест.

 

 

Помните, что факт сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания.

В подготовке материала использован сайт mel.fm. и книга Комер Р. Патопсихология поведения. – СПБ.:прйм-ЕВРОЗНАК, 2002.-608с.(Серия «Психологическая энциклопедия»)

Новости

Суперсила родителей

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

 в особенности в жизни социалистического общества,

 является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С.Макаренко

 

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей, потому что именно она отвечает за виденье и реализацию будущей жизненной стратегии.  Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг». Дети еще интериоризируют с помощью взрослых (учителя, родителей) все свои произвольные навыки. «Что сегодня они делают со взрослыми, то завтра они будут делать в осознанной деятельности, в поступках, поведении», читаем у Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории. Только в процессе интериоризации. Это кит, на котором должна быть построена воспитательная система семьи, – подражание близким взрослым. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Любой психолог и педагог,  даже не имеющий опыта работы, скажет – личность начинает формироваться не в школе, а в семье. Именно там, ещё не имея опыта взаимодействия с социумом в широком смысле, ребёнок осваивает модели взаимодействия с самыми близкими людьми: родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками…. Оттуда, из семьи, выносит действия по отношению к пожилым, к роли отца и матери в семье, в конце концов – формирует свое отношение к миру на основе этих наблюдений, устойчивое доверие или недоверие к миру и обществу в целом.

Читать далее...

 

О приеме обучающихся на 2024-2025 учебный год

 

В соответствии с Правилами приема и перевода учащихся на обучение в целях комплектования классов на 2024-2025 учебный год ГАНООРТ «Государственный лицей Республики Тыва» объявляет прием в:

- в 5 класс — 18 чел.;

            - в 10-е классы (технологический и естественно-научный) — 36 чел., профильные предметы: математика,  физика, информатика; химия, билогия.

            Прием документов для поступления в 5 класс начинается с 27 мая, для поступления в  10 классы — с 19 августа.

 

Подробности в разделе сайта «Шаг в лицей».

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» 2024

 

25-29 марта 2024 года Россия, Москва


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МОЛОДЁЖЬ МИРА – НАУЧНЫМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ВЫЗОВАМ СОВРЕМЕННОСТИ
ПОСВЯЩЁН 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 Пресс_релиз_о_форуме_от_18032024

 

 На страницу "Одаренные дети" "Шаг в будущее"

 

 

Научная выставка конференции «Шаг в будущее»

         image 19 03 24 11 26 4 копия16 марта состоялась выставка научно-исследовательских работ XXVIII Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее».

         Выставка работ является самым красочным мероприятием конференции. Участники демонстрируют результат своего труда, так проходит защита практической части мероприятия. Посетители могут задавать вопросы,  трогать экспонаты  или  участвовать в эксперименте.

         Гости оценивают  умение участника выступать перед публикой,  знание  темы и умение отвечать на вопросы.

         Результаты выставки:

 1 место - Сарыглар Олчей из МБОУ СОШ с. Тоора-Хем и Донгак Наина из МБОУ СОШ с. Баян-Кол;

 2 место у Кола Эзир-оола из МБОУ СОШ с. Ий и Чоодунай Венеры из МБОУ СОШ с. Тоора-Хем;

3 место — Чоодунай Тимур из СБОУ СОШ с. Тоора-Хем и Соян Валерия из МБОУ СОШ с.Ий

         Благодарим участников выставки за знания, творчество и любовь к науке!

Юным ученым - дорогу!

W8q37VD 4n8            15-16 марта прошла XXVIII Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее», которая традиционно проводится на базе Государственного лицея.

            Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» - авторитетное общенациональное движение научной молодежи, ученых, учителей и специалистов, стремящихся совместно выстроить инновационное будущее своей страны. Программа «Шаг в будущее» основана в 1991 г. по инициативе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, который играет ведущую роль в ее развитии.

            Цель программы — воспитание  перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии в приоритетных отраслях российской экономики.

            15 марта стены лицея были наполнены юными учеными из всех уголков республики, которые горят желанием жить в мире исследования и науки. Это победители и призеры муниципального этапа научно-практической конференции «Шаг в будущее».

            Работало 16 предметных секций, это 162 участника. Члены жюри — экспертная комиссия из учителей и преподавателей, которые посвятили свою жизнь науке.

            16 марта были подведены итоги и  победителям и призерам   вручены Дипломы, а научным руководителям — благодарности за подготовку участника.

            Лучшие работы, представленные на публичную защиту, рекомендованы для участия в конференции, которую проводит Тувинский государственный университет, а также для участия во Всероссийском научном форуме «Шаг в будущее» в г. Москве.

            Благодарим участников конференции за любовь к науке. Ждем  на конференцию в следующем году!           

Внимание: комендантский час!

            u53jh6aJyRAИнспектор ОПДН УМВД России по г. Кызылу Соянова Шончалай Вячеславовна провела беседу с учащимися 7 «А», 8 «А» и «Б» классов на тему «Комендантский час».

            В Туве ведется ежедневная проверка соблюдения комендантского часа несовершеннолетними. Действует закон, который запрещает детям находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения законных представителей — родителей и опекунов (попечителей). В зимнее время считается период с 21:00 до 6:00.

            Шончалай Вячеславовна рассказала лицеистам о том, какие последствия бывают при нарушении комендантского часа. Во-первых, родители и законные представители несовершеннолетнего нарушителя комендантского часа должны будут выплатить административный штраф. Во-вторых, нарушение комендантского часа является основанием постановки ребенка на профилактический учет. И в-третьих, нарушитель передается далее работникам социальных служб.

            И родителям, и детям стоит ответственно отнестись к соблюдению режима комендантского часа, чтобы в дальнейшем у ребенка не было «отметок» о нарушении, что может отразиться при поступлении в ВУЗы и даже на прием на работу.

            Помимо комендантского часа, инспектор пояснила о вреде курения электронных сигарет и разновидности сниффинга (вид токсикомании), которые набирают популярность среди подростков.  Подростки, пытаясь казаться «круче» среди сверстников и старшеклассников, идут на необдуманные поступки, нанося вред своему здоровью. Курение электронных сигарет и вдыхание газа из баллонов повреждают легкие и сердце. Они часто являются причиной частых головных болей и даже выпадения волос. Подумайте, что круче: быть здоровым или остаться на всю жизнь больным?

            Благодарим Шончалай Вячеславовну за просветительскую работу среди лицеистов.

Победители регионального этапа ВсОШ

image 13 03 24 11 27          12 марта в Центре выявления, сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи «Сылдысчыгаш» состоялось торжественное награждение победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2024 года.

         Всероссийская олимпиада школьников — самая престижная олимпиада в стране. Олимпиада состоит из школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. Победители регионального этапа при наборе определенных баллов получают возможность представлять свой регион на заключительном этапе. Победители и призёры заключительного этапа смогут поступить в профильные вузы без экзаменов.

         От Государственного лицея были награждены Биче Лиана, Ондар Сай-Чечек, Чистяков Артур, Хомушку Айлин, Чооду Аяс и Монгуш Артыш, которые стали победителями в различных дисциплинах. Ребятам вручили Дипломы победителя, а учителям, подготовившим победителей, - благодарственные письма от Министерства образования РТ. Подготовили победителей Болат-оол Регина Васильевна, Лицкевич Галина Орланмаевна, Самдан Аелита Сергеевна  и Сергеева Наталья Александровна.

         Молодцы, лицеисты! Поздравляем победителей регионального этапа ВсОШ, а также благодарим учителей лицея за плодотворный труд!