A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас в 11 классе, она становится особо актуальной. В то же время всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете – благополучия семьи. Поэтому очень важно уже 10 классе выбрать то направление, к которому ученика имеются склонности, способности и т.д. На нашей страничке мы попытались помочь и учащимся и их родителям, предоставив соотношение профессии и профессионального направления.

 

Физико-математическое направление:

предполагает выраженный интерес и способности к прикладной математике, инженерным профессиям, в сфере информационных технологий.psih081112 4

Типичные профессии: инженер-механик, инженер-физик, инженер-математик, инженер-геофизик, инженер-геохимик, инженер-технолог, архитектор, инженер-специалист по низким температурам, информатика и вычислительная техника, работа в сфере нанотехнологий, техническая физика, преподаватель математики, физико-математическое образование, кибернетика.

Естественнонаучное направление:

круг профессий, предполагающих деятельность, связанную с природными качествами и объектами – в области химической промышленности, медицины, биологии, геологии, географии.

Типичные профессии: эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике, специалист контроля качества химических соединений, ландшафтный дизайнер, микробиология, биотехнология, биоинженерия и биоинформатика, инженер-геодезист, инженер-гидролог, радиолог, инженер по горным работа, генный инженер, санитарный инспектор, инспектор по охране природы, агрохимик, зоопсихолог, зооинженер, фармацефт, инженер по кадастру, инженер по землеустройству, метеоролог, почвовед, геолог, биолог, ихтиолог, ветеринарный врач.

Социально-экономическое направление:

связано с выраженным интересом к общественной сфере – к экономике, праву, менеджменту, социологии.psih081112 5Типичные профессии: экономист-аналитик, юрист, маркетолог, менеджер организации, биржевик, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, управление персоналом, политология, социально-культурный сервис, туризм, социальная антропология, социология, философия, культурология, криминалистика, сертификация и метрология, социально-экономическое образование, антикризисное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги и налогообложение, математические методы в экономике, экономика труда, мировая и национальная экономика, финансист, логистик, менеджер по страхованию, бухгалтер-ревизор..

Лингвистическое направление:

круг профессий для активных гуманитариев с практической направленностью и, как правило, с отличным владением иностранными языками.

Типичные профессии: журналист, гид-переводчик, менеджер (PR) специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью, менеджер по сервису и туризму, телекоммуникации, лингвистика, информационный менеджмент.

 

Агро-технологическое направление:

круг профессий для тех, кто предпочитает иметь дело с теоретической математикой, с виртуальными объектами, с документами, интересуется информационными технологиями (софтом) и природными ресурсами.

Типичные профессии: программист, дизайнер, экономист-математик, секретарь, делопроизводитель, инженер-технолог, инженер микросистемной техники, специалист по прикладной информатике, компьютерные науки, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, криптография, компьютерная безопасность, безопасность телекоммуникаций, обеспечение и администрирование информационных систем, историко-аохивоведение, статистика, документоведение, библиотечно-информационные ресурсы аудиовизуальные коммуникации, ландшафтная архитектура и строительство, биоинженерия и биотехнология, агроинженерия, агрономия, экономика и управление в отраслях аграрно-промышленного комплекса, автоматизированные технологии и производства, экономика и управление на производстве.

Гуманитарное, художественно-эстетическое направление:

сфера деятельности академических гуманитариев – филология, философия, искусствоведение, культурология, история.psih081112 6

Типичные профессии: психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график, художественный редактор, архитектор, литературовед, музейный работник, технология художественного оформления спектакля, реставрация и реконструкция архитектурного наследия, дизайн интерьера и архитектурной среды, социальная антропология, искусствовед.

Оборонно-спортивное направление:

Сфера деятельности в правоохранительных структурах.

Типичные профессии: следователь, адвокат, военный, инспектор, прокурор, сотрудник правоохранительных органов, защита в чрезвычайных ситуациях, оружие и системы вооружения, пожарная безопасность, таможенное дело, криминалистика, физическая культура и безопасность жизнедеятельности.

 

10 самых востребованных профессий будущего

Еще пять лет назад работода­тели искали менеджеров по про­дажам, год спустя - специалистов с экономическим образованием и специалистов по сбыту. А че­рез несколько лет лидирующие позиции в рейтинге специально­стей займут инженеры, химики, биологи и экологи. Как отмечают российские аналитики, через пять лет десятка самых востре­бованных профессий будет вы­глядеть так:

инженеры в промышленной сфере;
IT-специалисты и разработ­чики компьютерного аппаратного обеспечения;
специалисты в области нанотехнологий в сфере машино­строения, космических технологий, пищевой промышленности и медицины;
специалисты по электронике, способные создавать новые ис­точники питания или электрон­ные схемы;
маркетологи, способные действовать в условиях перена­сыщения на рынке товаров и слуг;
логисты со знанием рынка товаров, транспортных услуг, наличием коммуникативных на­выков;
экологи;
специалисты по биотехноло­гиям и здоровому образу жизни;
химики в сфере энергетики и нефтегазового комплекса;
специалисты, связанные с сервисом (парикмахеры, барме­ны, кассиры).

По прогнозам специалистов спустя несколько лет особенно будет цениться сочетание тех­нического, экономического или юридического образования, до­полненное знанием иностранного языка, IT-технологий. (источник: пресс-служба СФУ)

 

Новости

Завершился муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2024» среди учителей республиканских образовательных учреждений

С 12 по 17 февраля прошел муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2024» среди учителей республиканских образовательных учреждений. Конкурс проходил на базе Государственного лицея Республики Тыва, так как победитель прошлого года Диана Сергеевна Ооржак – учитель  этого лицея.

juH6Gk7i tIГосударственный лицей в этом году представляла Болат-оол Регина Васильевна, учитель английского языка.

Помимо традиционных испытаний (открытый урок и воспитательное событие «Разговор со школьниками», где обсуждался предстоящий день Защитников Отечества), в этом году в перечень конкурсных заданий был включен «Педагогический диктант» -  конкурсантам предстояло выразить свою точку зрения, опираясь на анализ фрагмента работы основоположника педагогики в России Ушинского К.Д. 

Преодолев  первое конкурсное испытание, во второй этап прошли два учителя: Болат-оол Регина Васильевна, учитель английского языка Государственного лицея, и Монгуш Татьяна Алексеевна, учитель информатики Тувинского кадетского корпуса.

Во втором этапе учителя продемонстрировали свой педагогический опыт в конкурсе «Мастер-класс», в ходе которого необходимо было  представить оригинальный метод, или авторскую методику, или уникальный прием, уже разработанный учителем ранее и апробированный на практике.

Завершающими стали конкурсы «Вопросы учителю», где затрагивались актуальные темы образования, и «Слово учителю», где учителя представили членам жюри свой инновационный проект для решения одной из актуальных проблем в области образования.

17 февраля прошло торжественное закрытие конкурса. Победителем муниципального этапа конкурса профмастерства среди республиканских общеобразовательных учреждений стала Болат-оол Регина Васильевна.

Поздравляем Регину Васильевну с достойным выступлением и желаем успеха на региональном этапе конкурса!

III Лицейская научно-практическая конференция

         8 февраля ежегодно в стране отмечается День российской науки. Именно в этот день в 1724 году Пётр I подписал указ об учреждении «Академии или социетета художеств и наук». В 2024 году Российской академии наук исполняется 300 лет.image 09 02 24 12 34 1 копия копия

         В лицее традиционно уже третий год подряд проходит Лицейская научно-практическая конференция в честь этого прекрасного дня. Учащиеся 8, 10-х классов защищают работы, над которыми они трудились с начала учебного года.

         8 февраля защита проходила в трех секциях: физико-математической, естественнонаучной и гуманитарной.

         В секции точных наук 1 место заняли Бады Александра с работой «Соларография» и Чистяков Артур - «Настенный плотер на основе Arduino».

         В секции естественнонаучных наук Грамоты 1 степени были вручены Оюн Валерии с работой «Методы определения группы крови» и Чалзыпу Батыю с темой «Изучение макрокомпонентов состава снежного покрова г. Кызыла».

         В секции гуманитарных наук абсолютным лидером стал Биче Батый с творческой работой «Создание короткометражного мультфильма по литературному произведению «12 стульев»».

         Были отобраны работы, которые рекомендовали на республиканскую конференцию «Шаг в будущее», которая состоится в середине марта.

         Поздравляем юных исследователей с Днем Науки! Желаем достойно выступить на конференции республиканского этапа!

Возрождение лицейского телевидения

         Cо дня основания лицея начало свою работу и Лицейское телевидение; в далеком 1991 году и называлось «Телевидение государства Лицей по субботам». Руководителем и идейным наставником для ребят, горящих желанием творить, был Андрей Оюнович Алдын-оол. В маленьком уютном 108 кабинете был совершенно другой мир, полный непонятной для тех времен аппаратуры. Самые первые кадры снимались на простую кассетную камеру Vhs, записи которых до сих пор хранятся в архиве лицея.

         Команда телевидения лицея снимала образовательный контент: для лабораторных работ по физике под руководством Решетниковой Нины Григорьевны, для уроков географии Тувы и биологии.

         Помимо этого, съемка велась и во время экспедиций в рамках курсовых работ лицеистов, в которые обязательно включали в себя региональных компонент.

         Постепенно стали выходить и новости лицея. Интересным фактом было то, что монтажа съемок не было — эфиры велись в режиме онлайн.

         По воспоминаниям Андрея Оюновича, большой вклад в развитие первого телевидения лицея внесли такие выпускники, как Кужугет Андрей, Тогочакова Александра, Емильянова Марина.

        Центр детских инициатив под руководством советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Лицкевич Татьяны Юрьевны решил возродить телевидение. Медиа-центр «Лицей ФМ» уже представил зрителю свой первый выпуск новостей. Трансляция эфира будет вестись в холле лицея. Впереди у команды большие планы, а мы возлагаем на них большие надежды.

         Молодцы, ребята! Поздравляем, Татьяна Юрьевна!

Очередная победа юного шахматиста

         image 07 02 24 03 01 1Учащийся 7 «А» класса Гослицея Сувакпит Доржу не раз доказывает свое превосходство в таком виде спорта , как шахматы. В этот раз в турнире по шахматам, проведенном в честь празднования Шагаа-2024 в Пий-Хемском кожууне, он стал обладателем Диплома I степени.

         В турнире приняли участие больше 10 человек. Ежегодно игра в шахматы набирает популярность у учащихся и взрослых. Шахматы развивают ум и навыки тактического ведения игры.

         Доржу является неоднократным чемпионом Пий-Хемского кожууна по игре в шахматы, а также призером Всероссийских и Республиканских соревнований. Поздравляем!

«Ак-Сагыш, Кара-Сагыш»

         6 февраля в честь празднования Шагаа школьный театр «Глобус» под руководством учителя английского языка выступил с сценкой «Ак-Сагыш, Кара-Сагыш», переведенной на английский язык.

         Перевод тувинской сказки «Ак-Сагыш, Кара-Сагыш» на английский был произведен выпускником лицея 2023 года Нурзетом Даваа-Самбуу в качестве научно-исследовательской работы в республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в 2020 году. Научным руководителем была Диана Сергеевна.image 07 02 24 02 57

         Учащиеся 6 «Б» класса Гослицея с удовольствием сыграли свои роли в сказке. Сказка «Ак-Сагыш, Кара-Сагыш» о двух бедных братьях, которые путешествуют со своими лошадьми. Ак-Сагыш (Ондар Дима) спас царство Караты-Хаана (Диянов Александр) от засухи, и он в знак своей благодарности одаривает его богатством и женит на своей дочери красавице (Сандык Лана). Кара-Сагыш (Тас-оол Саша), второй брат, имея жадную и хитрую натуру, позавидовал жизни своего брата и хотел было обхитрить всех, но по воле добрых сил, ему это не удалось. Он, наоборот, попадл в беду — в лапы голодных зверей тайги, но его спасает брат Ак-Сагыш.

         «Never be greedy or jealous! (Никогда не будьте завистливыми и жадными!)», - заканчивается сказка этой фразой.

Следующее выступление школьного театра планируется в Международный женский день. Не пропустите премьеру следующей сказки!

Шаг чаазы - Шагаа чаагай!

         6 февраля в лицее прошло празднование Нового года по лунному календарю Шагаа- 2024.  Шагаа — является одним из самых излюбленных праздников лицея. В белый месяц Шагаа лицей пестрит колоритными национальными костюмами, слышны звуки стука костей в игре «Кажык», доносится аромат чая с молоком и свежевыпеченных боорзаков.image 07 02 24 02 39 11 копия копия

         В праздновании ежегодно участвуют все лицеисты с 5 по 11 классы. Организаторы мероприятия — выпускники 9-х классов.

         Каждый класс готовил на оценку жюри свой «аал» (Хөглүг аал), где были представлены убранство юрты по традициям тувинцев и национальные блюда.   Жюри оценивало мастерство исполнения скороговорок (дурген чугаа), благопожеланий (йорээлдер), частушек (кожамыктар), стихов с задержкой дыхания (узун-тыныш) и приготовления тувинских блюд (Тыва чемнер).

         «Я впервые был членом жюри в конкурсах в честь Шагаа и приятно удивлен, насколько классы были подготовлены. Классы были оформлены так тщательно, что у меня было ощущение, что я нахожусь в настоящей юрте», - поделился впечатлениями член жюри Михалев Петр Андреевич.

         После конкурсных испытаний в актовом зале было устроено настоящее праздничное представление. Учителям и лицеистам рассказали о правилах «Сан-салыр». Сан-Салыр – это целый обряд и воскурение в виде ритуального костра. Обряд проводит мужчина – глава семьи и хозяин дома. Сам костер возлагают на возвышенном и отдаленном месте – это может быть священная гора, перевал или самодельно сделанная горка из снега.

         Мероприятие завершилось конкурсом национальных костюмов. Какое это зрелище! Отрадно видеть традиционные исконно тувинские тоны на лицеистах. В коне мероприятия всем классам были вручены сладкие подарки.

Шагаа-биле!

Профориентационная беседа

         1 февраля состоялась профориентационная встреча выпускников 11 класса с начальником группы по военно-политической (политической) работе Управления Росгвардии по РТ Магомедовым Али Магомедовичем.image 02 02 24 03 31 3

         В беседе Али Магомедович рассказал, в чем заключается суть работы Росгвардии и какие задачи выполняются.

         Главная задача Росгвардии – охрана государственной безопасности и интересов общества в целом, то есть поддержание правопорядка в конкретном городе или регионе (сюда входят преступления против конституционного строя, массовые беспорядки).

Али Магомедович объяснил порядок поступления в ВУЗ и какие экзамены нужны для поступления в институт войск Росгвардии.

         После лекции выпускники затронули тему геополитики с Али Магомедовичем и не заметили, как прошло время.

         Благодарим Управление Росгвардии по РТ за сотрудничество!